Главная | Земельные вопросы | Содержание коррекционной помощи детям с аутизмом

Специфика оказания коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом


Нравится ВВЕДЕНИЕ Для успешного развития ребенка исключительную важность приобретает обоснование новых подходов и создание оптимальных условий для его воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество. В наиболее сложном положении по возможностям развития, образования и социализации находятся дети с психическими отклонениями, к которым, в первую очередь, можно отнести детей с ранним детским аутизмом.

Аутизм у детей проявляется в нарушении контактов, в уходе от реальности в мир собственных переживаний. Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании, опережающем возрастные нормы развития мыслительных операций и на их основе односторонних способностей и интересов и в то же время несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особых трудностей в установлении взаимоотношений с окружающими. Все более очевидной становится целесообразность разработки психологической помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребенка с ранним детским аутизмом, так и его семьи.

Систематическая комплексная работа с детьми с ранним детским аутизмом содержит адекватную социально-психолого-педагогическую коррекционную работу с самим ребенком, а также систематическую работу с родителями, такая работа помогает детям адаптироваться в обществе и обучаться в обычной школе. Психологические исследования раннего детского аутизма ведутся с использованием разных подходов: Заслуживают особого внимания работы отечественных психологов: Целью данной работы является изучение социально-психологического представления о проблеме раннего детского аутизма, а также изучение способов коррекции раннего детского аутизма.

Понятие раннего детского аутизма Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм РДА. Аутизм — нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез.

В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Каннер, который в году в собственной клинике наблюдал 11 сходных между собой случаев. Аутизм характеризуется тремя группами расстройств: Синдром раннего детского аутизма в отличие от других аномалий развития характеризуется наибольшей сложностью и дисгармоничностью как в клинической картине, так и в психологической структуре нарушений, и является сравнительно редкой патологией развития.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: Эти действия доказывают, что ребенок плохо различает живой и неживой объекты; - дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана; - аутичные дети предпочитают неизменность окружающего феномен тождества по Л.

Удивительно, но факт! Целью данной работы является изучение социально-психологического представления о проблеме раннего детского аутизма, а также изучение способов коррекции раннего детского аутизма. В настоящее время многие авторы предлагают проводить коррекционную работу в следующих основных направлениях.

Подобное явление проявляется очень рано, даже на первом году жизни. Отсюда вытекает и следующий признак — неофобии — боязнь всего нового. Ребенок может негативно отреагировать на появление новой одежды и обуви, перестановку кровати, также они не переносят перемены места жительства и так далее; - однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр. Лебединский утверждал, что в результате аутистических установок в поле сознания больного ребенка поступает неполная информация о предметах, их свойствах и функциях, которая необходима с точки зрения социальной практики, в то же время для детей важное значение имеют такие перцептивные свойства предметов, как цвет, форма, размер.

Для них характерно практически полное отсутствие навыков самообслуживания, они нуждаются в постоянном уходе, у данной группы детей наихудший прогноз дальнейшего развития. В раннем возрасте у таких детей проявляется нарушение активности, дискомфорт, неустойчивый сон. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз на дальнейшее развитие здесь более утешительный, чем в первой группе, при комплексной длительной коррекции дети смогут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения.

Ведущий патопсихологический синдромом - отвержениеокружающей реальности; - третья группа - дети с большей произвольностью в поведении. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты в отличие от детей первой и второй групп, эти формы проявляются в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы уровень развития речи на порядок выше. При полноценной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущий патопсихологический синдромом - замещениес целью противостояния аффективной патологии; - детям четвертой группы присущи менее глубокий аутистический барьер и меньшая патология в аффективной и сенсорной сферах.

На первый план здесь выходят неврозоподобные расстройства, проявляющиеся в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основной патопсихологический синдром - повышенная ранимостьпри взаимодействии с окружающими. Дети данной группы характеризуются развернутой, менее штампованной речью, сформированными навыками самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Аутизм выражается в настолько глубоком погружение в мир своих личных переживаний, что у детей отсутствует интерес к реальности, они теряют контакты с действительностью, исчезает стремление общаться с окружающими. По характеру и содержанию отношения этих увлечений к действительности можно выделить две группы: Нехватка социальной направленности, порождаемая аутизмом, у этих детей проявляется в отсутствии интереса к ролевым играм, к просмотру кинофильмов и телепередач, отражающих межличностные отношения, отсутствуют также и стремление к одобрению, и следование примеру взрослых.

Поступление в школу для детей-аутистов является непростой задачей, этот процесс во многом осложнен формированием определенных мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Трудность для этих детей будет составлять произвольная регуляция деятельности, направленная на общение.

Здесь существенную роль играет эмоциональная регуляция собственного поведения, она включает и эмоциональную оценку собственного поведения, и эмоциональную оценку других людей. С трудностями психологической перестройки ребенка в связи с поступлением его в школу связаны частые обращения родителей и педагогов к врачам-специалистам о возможности обучения в массовой школе. Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы.

Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Так как аутизм — состояние своеобразного недоразвития, его следует не лечить, а развивать имеющиеся ресурсы психики.

В первую очередь коррекции требуют поведенческие нарушения, с этой целью применяется классическая психотерапия, лечебная педагогика, психофармакология, поведенческая психотерапия, диетическое лечение.

Библиотека

Психологическая сопровождение заключается прежде всего в психологической коррекции, которая складывается из контакта со взрослыми, смягчения сенсорного и эмоционального дискомфорта, страхов, обучения навыкам взаимодействия, формирования целенаправленного поведения, преодоления отрицательного поведения агрессии, негативизма, расторможенности влечений. Педагогическая коррекция направлена на активацию взаимодействия с педагогом, обучение навыкам самообслуживания, исправление недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи.

Некоторые авторы предлагают выделить третью группу - мозаичные формы искаженного развития, при котором наблюдаются как искажения эмоционально-волевой сферы, так и когнитивных процессов. Лебединский с соавторами в своих работах рассматривает основные задачи психологической коррекции детей с РДА: Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.

Процедура установления контакта с аутичным ребенком требует немалого времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Для успешной реализации данной задачи рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Этого можно достичь при помощи спокойной тихой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Музыка в психологической коррекции детей с РДА играет немаловажную роль. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий: Необходимо отметить, что перед специалистами в данном случае стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, достичь этого с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка.

При реализации данной задачи рекомендуется применять директивную игровую терапию.

Психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ранним детским аутизмом

Коррекционные воздействия необходимо направить на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной регуляции, этому способствует набор разнообразных приемов, которые направлены на изменение аффективного состояния: На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.

Смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта. Чтобы решить данную задачу, специалисту необходимо умение чувствовать настроение больного ребенка, понимать специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции, также необходимо уловить момент аффективного подъема ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл например, для аутичных детей характерно ритмическое раскачивание, данное явление необходимо использовать в процессе выполнения танцевальных ритмических и других упражнений.

Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми. Целенаправленное поведение — важная задача психокоррекции ребенка с РДА, реализации данной задачи способствует музыкальное сопровождение занятий и специальных игр, которые направлены на длительное положительное сосредоточение ребенка. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения. Преодоление отрицательных форм поведения агрессия, негативизм и пр. Для выполнения данной задачи необходимы определенные комфортные условия для ребенка.

Для занятия необходимы специально оборудованный зал, мягкое освещение, отсутствие острых и тяжелых предметов, неустойчивой мебели, игрушек не должно быть много. Организация целенаправленного взаимодействия специалиста с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности. Для детей с РДА важен четкий распорядок дня, четкое соблюдение традиций, идентичность обстановки занятий и постоянство состава группы. При формировании группы коррекции учитывается степень тяжести аффективной патологии, возрастные особенности — разница между детьми не должна превышать двух лет, состав группы может варьировать от 3 до 5 детей, но не больше.

В состав группы можно включить здоровых детей. Существует множество разлиных психокоррекционных технологий для работы с детьми-аутистами.

Похожие файлы

В течение ряда лет на базе Ленинградского психолого-педагогического центра проводились психокоррекционные занятия с группой детей, страдающих ранним детским аутизмом. Данные занятия состояли из четырех основных блоков: Для каждого из блоков характерны свои задачи. В ходе первого блока происходит знакомство специалиста с ребенком и родителями, изучение медицинских документов, психодиагностика для детей третьей и четвертой групп, однако тестирование - лишь вспомогательный инструмент, основной диагностический критерий - наблюдение.

Второй этап характеризуется подбором группы для ребенка и установлением эмоционального контакта психолога с ребенком и ребенка с членами группы, данный блок проходит в занятий. Основной коррекционный этап включает в себя игры, направленные на исправление аффективных и интеллектуальных нарушений у детей с РДА. Важным является формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с последовательным включением новых игровых действий. Методические требования к занятиям: Четвертый этап направлен на формирование положительных эмоциональных контактов между детьми в коррекционной группе путем создания положительного микроклимата среди детей и среди их родителей, преодоление негативных эмоциональных переживаний и реакций, а также на закрепление усвоенных форм поведения и общения и перенос усвоенного опыта на процесс общения вне коррекционной группы в семье или в коллективе.

вершине содержание коррекционной помощи детям с аутизмом миля

Другой методикой работы с детьми-аутистами является холдинг-терапия от англ. Холдинг-терапия при аутизме имеет характер принудительного контакта ребенка с матерью, так как эти дети отвергают физическое и эмоциональное взаимодействие с матерью. Совершенно новым и пока ещё не до конца изученным способом работы с детьми-аутистами является создание робота для обучения детей социальным навыкам. Основной задачей этого робота является обучение детей, страдающих аутизмом. Новый робот-гуманоид направлен на развитие у детей навыков подражания, что является очень важным аспектом в обучении.

Попытки оказания профессиональной психологической поддержки подобным семьям стали делаться только недавно, и пока они носят эпизодический характер. Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности.

Стрессом для семьи также является и нездоровый интерес, недоброжелательность окружающих — агрессивная реакция людей на ребенка в транспорте, в магазине, на улице, в детском учреждении. Коррекция таких отношений важна для уменьшения состояния растерянности у родителей, мобилизацию возможностей взаимодействия с ребенком, создание модели социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер, формирование в родительском отношении позиции принятия ребенка.

Основные направления помощи таким семьям: Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеских отношениях. Необходимо обнаружение и выявление позитивного вклада отсутствующего супруга в дело оказания помощи ребенку и заботу о семье в целом. Эмоциональное напряжение в семье также является следствием слома привычного образа жизни, которое вызывает ощущение невостребованности, ненужности.

В данном случае психологическая поддержка будет заключаться в:

Читайте также:

  • Образцы типовых договоров по сделкам с недвижимостью
  • Что делать если не пришли дембельские деньги
  • Межевание взятого в аренду земельного участка
  • Индивидуальные трудовые споры рассматриваются тк рф