Главная | Защита прав потребителя | Как называются обращения споры о компетенции в кс рф

5.2. Компетенция Конституционного Суда РФ


Субъекты частного права, обладающие правоспособностью и выступающие прежде всего как юридические лица, и субъекты публичного права, наделенные компетенцией, осуществляют различные юридические действия и принимают те или иные правовые акты. В отношениях между ними весьма острыми являются вопросы компетенции. Одни из них порождены разными подходами к определению понятия компетенции. В других случаях, касается ли это спора о компетенции или спора о содержаний компетенционных актов и действий, необходимо не только ответить на несколько важных и актуальных вопросов, но и провести анализ и оценку нормативных и фактических элементов компетенции государственных органов.

Удивительно, но факт! Однако установление того, в какой степени имело место вмешательство в конституционное право конкретного лица, а также оценка причиненного ему вреда к компетенции КС не отнесена и находится в подведомственности и подсудности других судов.

В конечном итоге могут быть приняты три решения: Следует обратить внимание на некоторые специфические моменты в процедуре рассмотрения споров о компетенции в суде. Сторонами выступают, как правило, субъекты публичного права: Причем они действуют и как заявители, и как ответчики, и как представители сторон. Статус органов, их предметы ведения и полномочия подлежат анализу сквозь призму правовых актов и фактических действий бездействия.

Иной и более значимой является роль экспертов-ученых, специалистов, преимущественно независимых. Суд и прокурор не могут не проявлять себя более активно, нежели в обычном состязательном процессе. В этом случае, по всей видимости, допустимо приостановление акта или действия при обращении в суд. Своеобразен при этом набор доказательств, ибо приходится оценивать такие доказательства, как компетенционные нормы законов, акты, положения, планы работы, служебную информацию и даже устные решения.

Безусловно, в основе всего лежит четка регламентация компетенции. На практике пока не вполне удовлетворительно решаются связанные с этим вопросы. Статутные законы и положения о различных органах государственной власти, должностные инструкции. Подчас неясны взаимоотношения разных субъектов компетенции. Отсутствуют, как правило, основания и виды их ответственности. Чему же удивляться, если происходит постоянное увеличение числа споров о компетенции? Но порядок и способы их разрешения не всегда удовлетворительны.

Компетенционный спор означает несовпадение отдельных позиций и действий субъектов компетенции с их предполагаемыми нормативными, модельными действиями и решениями. Чаще всего это связано с решениями ситуационных задач и содержательными действиями финансовыми, материальными и т. Отклонения от нормативно установленной компетенции возникают прежде всего по вине самого органа, когда он превышает свои полномочия, совершает ошибочные действия или бездействует.

Отклонения порождаются и давлением извне, вмешательством других органов или созданием препятствий для законной деятельности. И тогда спор о компетенции возникает по разным поводам: При этом фактический объем компетенции сопоставляется с ее нормативным статусным объемом и характером. Поясним на конкретном примере. Споры о компетенции ввиду своей общегосударственной значимости для обеспечения устойчивости государственных институтов регулируются на конституционном уровне.

Этим занят Конституционный суд РФ, который разрешает три категории споров о компетенции — между федеральными органами государственной власти, между федеральными и региональными органами государственной власти, между высшими государственными органами субъектов РФ. Развитию и конкретизации конституционных норм посвящены нормы ст. Три основания считаются необходимыми для обращения с ходатайством в Конституционный суд — нарушение конституционного разграничения компетенции между органами государственной власти, нарушение определенной Конституцией РФ и договорами компетенции заявителя, уклонение органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности.

А отсюда и варианты итоговых решений по делу — либо подтверждение полномочия соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившее причиной спора, либо отрицание этого полномочия. Обобщение рассмотренных КС РФ споров о компетенции позволяет выделить несколько типичных категорий дел. Споры по поводу объема полномочий РФ и ее субъектов в сфере собственности, налогообложения, лесного хозяйства, управления энергетическим комплексом и другие, когда речь шла о трактовке, подтверждении и наделении сторон полномочиями, например, по созданию собственных законов или в случае отсутствия правовых соглашений.

Споры по поводу объема и характера полномочий высших звеньев государственной власти применительно к организации министерств и ведомств.

Удивительно, но факт! Наиболее подробно они закреплены в гл.

Аналогичное нарушение было допущено в постановлении Президиума ВС РСФСР, когда был превышен объем его компетенции в связи с созданием Всероссийского агентства по авторским правам г. Целый ряд споров возник в связи с нарушениями в уставах Алтайского края, Читинской области, Тамбовской области конституционных принципов разделения властей, когда ими допускалось чрезмерное расширение полномочий областных законодательных органов и ограничение прав гав администраций.

Здесь при некотором сходстве предметов ведения возникал явный дисбаланс в полномочиях властей. Отметим споры об объеме компетенции местного самоуправления, когда государственные органы субъектов РФ устанавливали в своих законах и подзаконных актах нормы, ограничивающие самостоятельность местной власти, и ужесточали контроль за ней. Из последних можно отметить постановление КС РФ от 30 ноября г.

Следовательно, конституционный круг субъектов, между которыми возникают споры по поводу компетенции, весьма широк. В него, естественно, входят и органы исполнительной власти, но скорее они находятся в спорных отношениях с другими ветвями публичной власти. Их разрешают иными, подчас скрытыми и не всегда легальными средствами. Между тем объем реальных управленческих споров очень велик. В конституциях республик почти нет упоминаний о спорах и порядке их разрешения.

В уставах ряда субъектов РФ есть соответствующие нормы. Наиболее подробно они закреплены в гл.

Проблемные вопросы компетенции Конституционного Суда РФ

Установлено, что споры и конфликты между областной Думой и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, принятым правовым актам и иным вопросам, разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий нз срок не более двух месяцев. После этого при отсутствии согласия в решении возникших проблем рассмотрение спора может быть передано в соответствующий суд. Нормативные правовые акты, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и иным актам по предметам их ведения, подлежат опротестованию прокурором области.

Другая процедура — отсылочная; она позволяет воспользоваться соответствующими полномочиями КС РФ. В уставе Белгородской области в ст.

сейчас Как называются обращения споры о компетенции в кс рф собираюсь

Статья 60 Устава города Москвы устанавливает четыре способа преодоления разногласий между городской администрацией и городской Думой: Формирование конституционных судов республик, уставных судов областей и др. В них чаще всего выделены главы, посвященные порядку рассмотрения дел по спорам о компетенции. В других случаях вместо подобных глав можно обнаружить главы, регламентирующие процедуры производства по отдельным категориям дел, имеющих явный компетенционный характер.

Конституционное правосудие в субъектах РФ.

прикинул, Как называются обращения споры о компетенции в кс рф стремился создать

В контексте рассматриваемой темы оправданно коснуться и такого феномена, как разногласия. Речь идет о расхождениях взглядов и позиций субъектов компетенции по поводу конкретных ситуаций, вариантов решений, тактики и стратегии-деятельности. Небольшие разногласия могут перерастать в крупные и в споры, подлежащие урегулированию в рамках соответствующих процедур.

Острые юридические коллизии, которые не удается погасить, нередко порождают юридические и иные конфликты. Согласно ФКЗ от 17 декабря г. Применительно к федеральным органам оно вправе отменять их акты или приостанавливать их действие. При разрешении спорных отношений между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ используются три способа. Первый — нахождение приемлемого варианта действий и решения.

Второй — создание согласительных комиссий из представителей заинтересованных сторон. Третий — внесение предложений Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ. И тогда Президент может использовать согласительные процедуры в соответствии со ст.

Разногласия и споры могут возникать и в пределах компетенции федеральных министерств и ведомств, в их отношениях с однородными исполнительными органами субъектов РФ и с подведомственными организациями. К сожалению, в положениях о министерствах отсутствует регламентация каких-либо процедур. Между тем императивные способы — обязательность указаний, отмена актов, приостановление действий и т. Переговоры, паритетные комиссии, фиксирование договоренности и разногласий в протоколе можно дополнять установлением порядка рассмотрения разногласий таков, например, Порядок рассмотрения разногласий в процессе взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, утвержденный Приказом МАП России от 3 ноября г.

Оправданно создание постоянных или временных третейских конфликтных комиссий с определенными юрисдикцией и процедурой, например, применительно к снятию разногласий в вопросах участия в целевых программах, составлении бюджета. Аналогичные проблемы требуют разрешения и на региональном уровне. Речь идет о порядке урегулирования разногласий между главой исполнительной власти и функциональными службами, а также между последними. Все это приводит к выводу о необходимости установления четких процедур рассмотрения разногласий и споров компетен-ционного характера.

В них желательно предусмотреть не только типологию спорных вопросов и участников, но и критерии оценки актов и действий, и порядок принятия итоговых решений. И здесь вполне оправданно изучение зарубежной практики. Соответствующий опыт имеется в Эстонии, где действует Закон об административной судебной процедуре г. Отметим прежде всего, что нередко жалобы или протест блокируют исполнение соответствующего правового акта, хотя судья административного суда имеет право приостановить действие акта по требованию истца ст.

Похожие главы из других книг

Круг дел широк, но ряд процессуальных действий осуществляется в соответствии с Гражданским судебным кодексом. Примечательно, что суд в своем постановлении должен сделать предложение соответствующему органу или должностному лицу по поводу пересмотра вопроса и принять новое решение или предпринять новое действие ст. Административно-процессуальный кодекс Эстонии г. Различаются жалобы частных лиц и протесты учреждений, должностных лиц.

Предусмотрено непрерывное рассмотрение дел в одном судебном заседании ст. Сбор доказательств происходит в основном по правилам гражданского судопроизводства, хотя суд обязан проверять соблюдение предметов и целей дискреции ст. Суд вправе отменить акт или признать его противоправным, издать предписание о совершении действий и т. Как видно, для рассмотрения спорных компетенционных вопросов применяются разные процедуры.

Применительно к нашей стране можно вести речь о согласительных, управленческих, судебных, а также смешанных процедурах. Это может быть, например, ФЗ о процедурах рассмотрения разногласий и споров в системе исполнительной власти. Подготовка и введение процедур с помощью законов и правил благоприятным образом повлияет на эффективность предупреждения и разрешения споров о компетенции в процессе правотворчества и правоприменения.

Читайте также:

  • Решение о признании права собственности при постройке
  • Заявление на лишение родительских прав от опекуна образец 2017
  • Требования для юристов на госслужбе россии