Главная | Защита прав потребителя | Проверка сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении


проверка сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела личность, видимо

Виды мер пресечения и процессуальный порядок их применения Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу Заключение под стражу: Дискуссионность вопроса сохранения этой стадии в уголовном судопроизводстве Прием и регистрация сообщения о преступлении. Поскольку по окончании данной стадии согласно общим требованиям ч. Строго говоря, именно такая проверка и составляет содержание интересующей нас стадии, позволяет говорить о ней как о развернутом во времени производстве. В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения.

Этот термин не имеет легального определения, но в силу его краткости и соответствия фактически складывающимся на стадии возбуждения уголовного дела правоотношениям часто используется как в научной литературе, так и практикующими юристами. Они обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной уголовно-процессуальным законом компетенции принять по нему решение.

Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях (доследственная проверка)

В силу предусмотренных ч. Доследственная проверка может не потребовать производства каких-либо процессуальных действий, например, когда из заявления о преступлении и прилагаемых к нему материалов явно усматриваются признаки преступления. В этом случае проверка будет заключаться в анализе сообщения о преступлении и поступивших совместно с сообщением материалов на предмет наличия оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако в подавляющем большинстве случаев для принятия законного, обоснованного и мотивированного постановления, отвечающего требованиям ч.

Удивительно, но факт! Также необходимо знать, что согласно ч.

В этом случае для проверки сообщения возможно выполнение довольно широкого круга проверочных их результаты по общему правилу не являются доказательствами , следственных и иных процессуальных действий. В соответствии с ч. Необходимой гарантией своевременности производства проверочных действий является обязательность предъявленных следователем, дознавателем в пределах своих полномочий требований, поручений, запросов, которые, согласно ч.

ясно проверка сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела разве они

За умышленное неисполнение законных требований указанных должностных лиц предусмотрена административная ответственность ст. Законодатель также закрепил право следователя, дознавателя при проверке сообщения о преступлении изымать предметы и документы в порядке, установленном УПК РФ. Однако уголовно-процессуальный закон предусматривает изъятие предметов и документов только в ходе следственных действий.

В то же время производство таких следственных действий, как обыск и выемка, в рамках доследственной проверки исключено. Это приводит в большинстве случаев к недопустимости принудительного изъятия предметов и документов в стадии возбуждения уголовного дела. Следователь, дознаватель также вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Помимо собственно проверочных непроцессуальных действий в ходе доследственной проверки допускается и производство некоторых следственных действий. Одним из наиболее дискуссионных вопросов стадии возбуждения уголовного дела является объем прав участников процессуальных действий. На этой стадии нет подозреваемого, потерпевшего, свидетеля. Однако широкий круг как проверочных процессуальных, так и следственных действий предполагает необходимость соблюдения интересов лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства еще до возбуждения уголовного дела.

Поэтому наделение их формально определенными процессуальными правами представляется необходимым. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств ч. Дознаватель и следователь обязаны в том числе разъяснить участникам процессуальных действий их право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга своей супруги и других близких родственников, пользоваться помощью адвоката защитника, представителя , а также приносить жалобы на действия бездействие и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в установленном уголовно-процессуальным законом порядке1 Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст.

Однако видна явная несогласованность норм уголовно-процессуального и уголовного законодательства, так как согласно ч. В диспозиции указанной статьи уголовного закона содержится указание на криминализацию только разглашения данных предварительного расследования, но не разглашения данных досудебного производства, включающего в себя и стадию возбуждения уголовного дела.

Это исключает уголовную ответственность участника уголовного процесса за разглашение информации, ставшей известной в ходе доследственной проверки, даже в случае предупреждения о недопустимости таких действий аналогия уголовного закона исключена. При необходимости применяется такая мера безопасности как сохранение в тайне данных о личности, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

В качестве одной из гарантий, необходимых для соблюдения прав подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, является их участие в вопросах назначения экспертизы. В связи с отсутствием в стадии возбуждения уголовного дела указанных участников после возбуждения уголовного дела сторона защиты или потерпевший вправе заявить ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы. А это уже фактически предварительное расследование преступления в процессуальных формах, а не проверка сообщения о наличии признаков преступления.

Также отметим, что полученное в стадии возбуждения уголовного дела заключение эксперта остается в числе допустимых доказательств даже в случае проведения повторной или дополнительной экспертизы. Кроме того, заявление ходатайств стороной защиты предполагает ее обязательную процессуальную активность, что не в полной мере соответствует положению ч.

Удивительно, но факт! В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. В связи с чем предлагается внести дополнения в ст.

Важным фактором, обеспечивающим доступ заинтересованных лиц к правосудию и достижение других задач уголовного судопроизводства, является соблюдение установленных законом сроков разрешения сообщений о преступлениях. С учетом ограниченных задач, которые стоят перед стадией возбуждения уголовного дела установление наличия оснований для возбуждения уголовного дела при отсутствии оснований для отказа в принятии такого процессуального решения , законодатель предусматривает краткий срок проведения доследственной проверки.

По общему правилу, решение по результатам рассмотрения сообщения о преступлении должно быть принято в течение трех суток что при наличии повода и основания не исключает принятие решения и сразу после регистрации сообщения о преступлении. Мотивы продления срока в законе не указаны и определяются исходя из конкретной ситуации. Для дальнейшего продления срока проверки сообщения о преступлении установлены не подлежащие расширительному толкованию основания - необходимость производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Срок проверки до 30 суток может быть продлен руководителем следственного органа по мотивированному ходатайству следователя. Решение о продлении срока проверки дознавателю принимается уже не начальником органа дознания, а прокурором. Возможность продления срока доследственной проверки свыше 30 суток законом не предусмотрена.

Комментарий к Статье 144 Уголовно-процессуального кодекса

Однако в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела и его последующей отмены срок дополнительной проверки также может быть продлен в общем порядке. Один из возможных вариантов решения этой проблемы видится в следующем: Некоторыми особенностями обладает проверка сведений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации. Указанной нормой закона редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязываются передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию.

Исключения составляют случаи, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации, что соответствует требованиям законодательства о средствах массовой информации. Выделяются и особенности рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях ст.

Проверка таких сообщений, поступивших из органа дознания, относится исключительно к компетенции следователя. Как следует из ч. При отсутствии таких оснований следователь по общему правилу направляет в налоговый орган, вышестоящий по отношению к тому, в котором стоит на учете налогоплательщик, копию сообщения о налоговом преступлении с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и сборам.

Налоговый орган должен в течение 15 суток с момента получения таких материалов направить следователю один из трех документов: Однако ни один из указанных документов не имеет для следователя обязательного значения. Таким образом, специальный режим возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям не является императивным. По усмотрению следователя уголовное дело может быть возбуждено и без учета мнения налогового органа, то есть в общем порядке, что соответствует принципу самостоятельности следователя при принятии процессуального решения.

По результатам рассмотрения любого сообщения о преступлении компетентным должностным лицом органом в обязательном порядке должно быть принято одно из трех возможных процессуальных решений, предусмотренных ч. Заявитель уведомляется о любом принятом решении с разъяснением порядка его обжалования. Первые два из возможных по окончании доследственной проверки решений — о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела п.

Третий вид решения — о направлении сообщения о преступлении по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения в суд - предусматривает принятие итогового решения по сообщению о преступлении другим органом расследования или судом. В случае направления сообщения по подследственности орган дознания, дознаватель, следователь, принимает меры по сохранению следов преступления.

Читайте также:

  • Ипотека кредит форум банк
  • Усложненная процессуальная форма предварительного следствия
  • Можно ли расплатиться материнским капиталом за квартиру без ипотеки
  • Пленум о грабежах и кражах
  • Документы для оформления субсидии на квартиру