Главная | Автоюрист | Метод аналогий в оценке стоимости бизнеса

Сравнительный подход к оценке бизнеса


При оценке стоимости бизнеса он используется менее широко, чем доходный подход. Сфера его целесообразного применения распространяется на капиталоемкие компании, работающие недостаточно эффективно и не генерирующие адекватной отдачи на используемый капитал. Сравнительный рыночный подход market approach — это определенная совокупность методов оценки наиболее вероятной рыночной стоимости объекта, базирующейся на сравнении оцениваемой компании с предприятиями-аналогами, в отношении которых имеется необходимая информация о ценах, финансовых условиях осуществленных ранее сделок с ними.

Рыночный подход базируется на учете принципа замещения principle of substitution , суть которого состоит в следующем: В случае применения рыночного подхода стоимость бизнеса рассчитывается на основе учета цен, которые были уплачены за схожие similar объекты на соответствующем relevant целевом рынке. Такая информация может использоваться в качестве ориентиров при оценке компаний как открытого, так и закрытого типов.

Получение необходимой для расчетов информации относительно аналогичных данному предприятию объектов зачастую усложнено конфиденциальным характером значительной части источников информации. Однако при наличии такой информации сравнительный подход наиболее реально отражает ту цену, которая может возникнуть на рынке в процессе купли-продажи, поскольку при расчете используются сложившиеся на рынке цены на аналогичные по ряду показателей предприятия.

Использование сравнительного подхода особенно эффективно лишь при наличии достаточно активного рынка продаж сопоставимых компаний по ряду важных экономических, финансовых показателей, а также по условиям совершенных сделок. При наличии развитого финансового рынка в фактической цене купли-продажи предприятия должны учитываться многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска вложений в акции компании, качество менеджмента, финансовый рычаг и ликвидность, доступ к капиталу, концентрация клиентов, перспективы развития отрасли, достоверность финансовой информации и т.

Рыночный подход market approach — общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого применяют один или более методов, основанных на сравнении предполагаемого к продаже предприятия с аналогичными, уже проданными на рынке компаниями [http: Этот подход основан на сравнении рассматриваемого бизнеса с аналогичными бизнесами, которые были ранее проданы на открытом рынке имущества. Источниками исходных данных, необходимых для применения рыночного подхода, являются открытые фондовые рынки, рынок поглощений и имевшие место сделки с собственностью в предыдущие периоды.

Для целей управления стоимостью компании этот подход обычно не используется. В зависимости от наличия и доступности информации, характеристик объекта оценки, предмета и условий предполагаемой сделки в рамках сравнительного рыночного подхода применяются следующие методы рис. Основные методы оценки стоимости бизнеса в составе рыночного подхода Метод рынка капитала, или метод компании-аналога, основан на сформировавшихся на фондовом рынке рыночных ценах акций сходных компаний. Базой для сравнения служит цена за одну обыкновенную простую акцию сходных компаний на фондовых рынках.

При этом цена одной акции меняется в зависимости от величины приобретаемого пакета — контрольного мажоритарного или неконтрольного миноритарного. Основу метода составляет финансовый анализ оцениваемой компании и сопоставимых компаний. Преимущество данного метода заключается в использовании, как правило, фактической информации, а не прогнозных данных, которым присуща известная неопределенность.

При отборе компаний-аналогов учитываются следующие признаки сопоставимости: Важная часть оценки по данному методу — анализ финансового положения компании и сопоставление с предприятиями-аналогами. Система аналитических показателей и критериев сравнения, используемых при анализе финансового положения компании, так же, как и методология оценки стоимости компании в целом, зависят от сформулированной собственником цели оценки.

Если между компаниями-аналогами и оцениваемой компанией по каким-либо из перечисленных критериев существуют расхождения, то необходимо использовать соответствующие мультипликаторы. В оценочной деятельности используются два типа мультипликаторов: Мультипликатор — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой компании или акции и ее финансовыми и экономическими показателями.

Обсуждение

Финансовая база оценочного мультипликатора является измерителем, отражающим экономические и финансовые результаты деятельности компании, к которым можно отнести не только валовую или чистую прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации продукции оказанных услуг и др. Для расчета мультипликатора необходимо: Это позволит получить числовое значение знаменателя соответствующей формулы. Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки. В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов: При оценке стоимости бизнеса для получения объективных данных рекомендуется применять несколько мультипликаторов одновременно.

Для обеспечения достоверности результатов оценки методом рынка капитала оценщик должен обеспечить репрезентативность выбора аналогов объекта оценки. Применение этого метода допускается в случае использования как минимум трех аналогов объекта оценки по каждому используемому ценовому мультипликатору. Достоверность весомость того или иного мультапликатора определяется экспертным путем.

При использовании нескольких мультипликаторов формула расчета стоимости компании примет следующий вид: Данный метод позволяет получить стоимостную оценку предприятия, которое даже еще не появилось на фондовом рынке. Ориентиром оценки выступают предприятия, чьи акции уже котируются на фондовом рынке. В этом случае оценка предприятия, представляющего экономический интерес для инвестора, осуществляется исходя из предположения, что оно появится на рынке в ближайшей перспективе. Наибольшая сложность при применении данного метода заключается в необходимости выбора подходящей компании-аналога.

Между тем на российском рынке отсутствует достаточная по объему статистика продаж бизнеса для получения необходимой для расчетов информации. Для некоторых отраслей национальной экономики, в которых объемы ретроспективной информации по сделкам становятся все более многочисленными, например телекоммуникации, нефтяная отрасль, значение этого метода постепенно повышается. В остальных случаях этот метод может быть использован как инструмент проверки достоверности результатов расчетов стоимости бизнеса, полученных с помощью других подходов например, доходным подходом.

Метод сделок, или метод сравнения продаж, является частным случаем метода рынка капитала. Он исходит из необходимости определения стоимости готового бизнеса, или, иначе, контрольного мажоритарного пакета акций компании-аналога. Цена обыкновенных акций принимается по результатам совершенных ранее сделок на фондовом рынке. В основе метода лежит определение соответствующих мультипликаторов на базе финансового анализа и прогнозирования. Финансовый анализ и сопоставление показателей осуществляются так же, как и в методе рынка капитала.

Метод сделок применим для случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие или существенно сократить объем выпуска продукции. Кроме того, его используют при сделках по слиянию и поглощению компаний. Главное отличие метода сделок продаж от метода рынка капитала заключается в том, что с помощью первого, как правило, определяют уровень стоимости контрольного пакета акций то есть готового бизнеса , позволяющего полностью управлять компанией, тогда как второй предназначен для определения стоимости компании на уровне неконтрольного миноритарного пакета акций [ Как и в методе рынка капитала, при использовании данного метода необходимо вносить поправки к стоимости компании, полученной с помощью мультипликаторов, на не операционные активы, на избыток недостаток собственных средств, на страновой риск.

Приобретение готового функционирующего бизнеса связано с получением следующих важных для покупателя преимуществ: Отсутствие необходимости достаточно больших затрат времени от двух до шести месяцев на: Экономия денежных средств, связанных с отсутствием необходимости оформления действующего предприятия.

Сравнительный подход при оценке стоимости бизнеса

Наличие возможности немедленно приступить к работе, а также начать при необходимости проводить реструктуризацию бизнеса с целью повышения его экономической эффективности. Реальность получения чистой прибыли не в отдаленной перспективе, а в ближайшее время. Отсутствие риска начать заранее неперспективный бизнес, так как при покупке предприятия имеется достаточно полная информация о рынке, перспективах его развития, главных конкурентах и их возможностях, решения имеющихся проблем, действующих поставщиках и привлеченных постоянных клиентах.

Наличие потенциальной возможности продажи приобретенного готового бизнеса например, после реструктуризации за существенно более высокую цену. Получение с приобретением предприятия сформированного ранее имиджа, торговой марки, товарного знака. Приведенные выше преимущества обычно могут иметь место лишь в случае приобретения предприятия, зарабатывающего определенную по объему чистую прибыль, а не находящегося накануне банкротства.

Он основан на использовании специальных формул - отраслевых мультипликаторов, рассчитанных в ходе исследований статистики продаж предприятий отрасли, проводимых специализированными агентствами.

Метод аналогий в оценке стоимости бизнеса изображение снова

Необходимо, чтобы исследование было проведено не менее чем для половины всех предприятий отрасли, сопоставимых по размеру с оцениваемым предприятием. Этот метод используют для ориентировочных оценок компаний при проведении экспресс-оценок.

Что такое оценка бизнеса: принципы и цели процедуры

Все разновидности мультипликаторов коэффициентов представляют собой некие относительные оценки в противоположность методам дисконтирования денежных потоков, отражающим абсолютные оценки. Использование метода отраслевых коэффициентов ограничивается, как правило, отраслями, в которых наблюдается достаточно высокая корреляция между стоимостью предприятия и достоверно оцененными фондовым рынком котируемыми акциями и объемами их продаж.

Речь идет об отраслях топливного, сырьевого, энергетического комплексов, где реализуемый продукт характеризуется как стандартизированный. Вместе с тем предприятия могут группироваться и впоследствии сравниваться не только по отраслевому признаку, но и с другими предприятиями с учетом вида выпускаемой продукции, степени диверсификации производства, размеров и стадии жизненного цикла.

Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе данных, полученных в результате достаточно длительных статистических наблюдений за ценой продаваемых на рынке предприятий и их важнейшими производственно-финансовыми показателями.

Удивительно, но факт! Определяется рыночная стоимость оцениваемой компании.

Вследствие таких наблюдений были получены весьма простые формулы расчета стоимости оцениваемого предприятия. Процесс устайовления конечной величины стоимости компании включает в этом случае четыре этапа: Определяемым числовым оценкам мультипликаторов соответствует конкретный период, за который наиболее целесообразно их рассчитывать.

Исследования западных аналитиков показывают, что в некоторых отраслях стоимость бизнеса равна выручке за 9—10 месяцев например, в отечественных авиакомпаниях , тогда как в других например, нефтяных компаниях — за один-два года. Такой разброс объясняется различием в уровнях рентабельности предприятий различных отраслей национальной экономики.

Между стоимостью предприятия и возможным к использованию в расчетах мультипликаторов существует корреляционная связь.

города Метод аналогий в оценке стоимости бизнеса Прикажи ему

Наибольшее значение коэффициента корреляции от 0,94 до 0,98 получено для зависимости стоимости бизнеса от чистой прибыли компании. Достаточно сильная корреляция существует между стои- мостью компании, определяемой размером материальных активов 0,83—0,99 , и объемом выручки 0,69—-0, С учетом этих числовых значений могут быть рекомендованы следующие мультипликаторы: Рассчитывают коэффициент корреляции г с целью установления тесноты связи между переменными х и у по формуле где х — значения независимой переменной; у — значения зависимой переменной; п — число наблюдений или точек данных.

Коэффициент корреляции показывает степень или силу линейной взаимосвязи. Высокая положительная величина коэффициента корреляции например, 0,99 отражает весьма тесную связь между переменными. Приведем необходимые расчеты, связанные с реализацией метода отраслевых коэффициентов мультипликаторов при определении рыночной стоимости предприятий, функционирующих на арендованных площадях. Значения мультипликаторов для двух групп компаний договора аренды до года и свыше года до трех лет , а также их весомость приведены в табл.

Читайте также:

  • Какие документы нужны при покупке квартиры в ипотеку втб 24
  • Пример ответа на поручение об истребовании документов
  • Солнечные дети краткое содержание
  • В казани приговорили к сроку за кражу 4 банок тушенки